Актуальные стратегии в страховании перевозок фармпродукции
АСТ уже в третий раз становится официальным Партнером Конференции и инициатором откровенного разговора о риск-защите логистических рисков на фармацевтическом рынке России.
В рамках секции «Актуальные стратегии в страховании перевозок» обсудили основные причины реализации рисков разных участников рынка и логистическую перестройку: необходимые изменения во взаимодействии между грузовладельцами, перевозчиками и участниками страхового рынка, вместе проанализировали арбитражную практику по судебному урегулированию за последний год.
В разговоре приняли участие Ольга Рогова, заместитель начальника юридического отдела ФК Гранд Капитал, Станислав Булыгин, ответственный за качество фармацевтического перевозчика RTA, Михаил Костяной, руководитель управления страхования грузов страхового консультанта АСТ, Андрей Кузнецов, руководитель дирекции корпоративного страхования СберСтрахования, Дмитрий Борисенко, руководитель проектов консультационной группы Прайм Эдвайс.
Делимся с вами ключевыми мыслями спикеров.
Ольга Рогова, заместитель начальника юридического отдела ФК Гранд Капитал, рассказала, с чем сталкивается грузовладелец при перевозке груза:
«Перевозка лекарственных препаратов, БАДов и прочей продукции требует специальных познаний в области соблюдения требований по перевозке такого груза.
Зачастую перевозчики такими познаниями не обладают. Вследствие этого, может быть заключен договор страхования, которые не покрывает тот объем рисков, которые могут возникнуть в результате транспортирования груза.
В нашей практике происходили разные события, среди них кражи, повреждение груза в результате ДТП. Стоимость грузов при разовой перевозке может достигать 100 млн. рублей, что, безусловно, является определяющим для минимизации рисков утраты груза в результате разных событий.
Опыт взаимодействия с участниками цепочки грузовладелец- страховщик – перевозчик на этапе урегулирования ситуации, связанной с возмещением убытка, показывает, что перевозчик зачастую не осознает все риски и какой размер убытка ему придется возмещать, не знает специфику груза. Вместо урегулирования ситуации мирным путем, он выбирает путь ухода от ответственности, затягивания процесса взыскания на долгие месяцы.
Именно поэтому грузовладелец, заключая договор страхования грузов, детально походит к условиям договора страхования, ориентируясь на свой опыт судебных споров по урегулированию подобных случаев».
«Грузовладельцы не хотят отпускать управление процессом страхования груза. Перевозчик в этой ситуации не защищен, при этом несет на себе ВСЕ риски. Отказ от суброгации не лишает грузовладельца права обратиться к перевозчику за возмещением убытка.
Необходимы изменения во взаимодействии между грузовладельцами, перевозчиками и участниками страхового рынка.
Одна из проблем — общая низкая правовая культура у всех участников цепи поставок. Бытует мнение, что страхование груза – это своего рода «КАСКО» на машину, защищает всех и от всего. Как следствие – теряется чувство страха по убыткам и пренебрежение качеству и безопасности перевозки.
Задача решается через появление на рынке специализированного страхового продукта, защищающего всех участников цепи поставки лекарства и ограничивающего ответственность перевозчика. Скорее всего, потребуется внесение изменений в нормативную базу».
«Немного статистики:
- Большая часть исков о взыскании убытков с перевозчика при перевозке фарм. грузов предъявляется именно самим клиентом (грузовладельцем) – чуть меньше 2/3 от общего количества дел;
- Наиболее распространенными причинами возникновения убытков являются несоблюдение температурного режима (более 50%) и гибель груза в результате ДТП (порядка 25%);
- Договоры перевозки зачастую четко не разграничивают зоны ответственности перевозчика и клиента (например, проблема нарушения t режима в зонах погрузки/ выгрузки), что влечет за собой дополнительные судебные споры относительно установления ответственного за ущерб;
- Перевозчику сложно защититься от предъявленных претензий, поскольку более 75% данных исков удовлетворяются.
О чем это может говорить?
Существенное количество исков грузовладельцев в адрес перевозчиков обусловлено в первую очередь тем, что по каким-то причинам грузовладелец не смог получить выплату от страховой компании (недостаточность страховой суммы или отказ страховой компании в выплате страхового возмещения, поскольку событие не является страховым случаем).
Оставшееся количество исковых требований, предъявляемых страховыми компаниями в адрес перевозчиков, объясняется либо отсутствием в договорах страхования условия об отказе от суброгации, либо тем, что данный отказ по тем или иным причинам «не сработал».
«Сейчас перевозчик отвечает всегда полной стоимостью груза. Из-за этого – перевозчики вынуждены сами страховать грузы. Идеальная картина, когда грузы страхует грузовладелец, перевозчик – страхует ответственность. Ответственность перевозчика должна быть ограничена.
Важно ввести единый стандарт по страхованию ответственности перевозчика. На текущий момент: покрытие и риски у страховщиков отличаются, нет единого базового покрытия
Еще один важный момент — привлечение к перевозке только тех перевозчиков, которые соответствуют минимальным требованиям (наличие собственного парка, возраст парка, наличие систем мониторинга, наличие полиса/договора страхования ответственности).
Рынок нуждается в стандартах и правилах размещения грузов при перевозке автомобильным транспортом. На текущий момент этого просто нет. Нет единых правил. Возникают спорные ситуации по данному пункту, следовательно – возможен отказ в выплате.
Одно из важных условий — развитие дорожной инфраструктуры (наличие специальных охраняемых стоянок (увеличение их количества). Также нужно следить за формулировками в договорах – не должно быть 2-го толкования.
Сопровождение договора, участие в урегулировании убытков – должно проходить только через профессионального участника цепочки (брокера).
И один из ключевых моментов — повышение финансовой, юридической, страховой грамотности бизнеса».
Дата публикации: 21.10.2024